Часто ученые, оформляя результаты исследования, концентрируют внимание на таких его элементах как методы, результаты, выводы и т.д. В то же время аннотация работы, ключевые слова и название формируются большей мерой спонтанно, якобы эти элементы невелики по объёму и носят номинальный характер. Такой подход в корне неправильный. Метаданные (название, ключевые слова, аннотация) выполняют важные функции. Они выступают своеобразной «рекламой» исследования. Рассмотрим, как влияет название научной статьи на ее показатели и как корректно его оформить.
Какие функции выполняет название работы?
Важно понимать, что название научной статьи – ее визитная карточка. Именно с него начинается знакомство с исследованием. По его результатам читатели формируют первое впечатление о работе и делают выводы, продолжать ли изучение материала.
Удачное название чаще отображается в поисковых системах библиографических менеджеров, баз данных, веб-сайтах журналов. Это способствует повышению основных наукометрических показателей исследования, увеличению авторитетности и популярности ученого. Кроме этого, название научной статьи – один из немногих структурных элементов работы, который находится в открытом доступе онлайн, независимо от бизнес-модели журнала, где опубликовано исследование.
Пошаговая инструкция написания заголовка
Шаг 1. Внимательно перечитайте работу, ответьте на следующие вопросы: О чем работа? Что в ней исследовано? Какие методы были использованы? Какие результаты получены? Ответы необходимо выписать.
Шаг 2. Изучите полученные ответы, подчеркните ключевые слова.
Шаг 3. Из ключевых слов сформируйте название. Постарайтесь использовать как можно больше ключевых слов, логически объедините их.
Шаг 4. Сократите заголовок, удаляя повторы и чрезмерные уточнения. Идеальный размер заголовка на этом этапе – 10-15 слов (31-40 символов). Обратите внимание, иногда журналы могут прописывать требования по объёму названия статей.
Шаг 5. Финальная вычитка названия. На этом этапе необходимо проверить заголовок на наличие грамматических, пунктуационных, синтаксических ошибок, неточностей перевода (если статья на другом языке). Помните, каждое слово в названии должно нести определенную смысловую нагрузку.
Рекомендации по оформлению заголовка работы
- Сформулированное название должно быть точным, но одновременно отображать весь диапазон работ, которые проводились.
- Следует избегать чрезмерной конкретизации. Например, не стоит указывать точное число респондентов, все особенности выборки и другое. Эти детали будут отображены в других структурных элементах работы.
- Ориентируйтесь на оптимальную длину заголовка (10-15 слов). Слишком короткое название не будет конкретизировать работу и отображать авторский подход, длинное – рассеет внимание читателей.
- Не стоит использовать знаки препинания, которые несут любого рода эмоциональную нагрузку («?», «!»). Название научной статьи должно быть более формальным, поэтому стоит использовать запятые, двоеточия, точки с запятыми.
- Формальность стоит соблюдать и в стиле написания, поэтому использование жаргонных слов и элементов юмора недопустимо. Научный стиль не подразумевает этого. Некоторым исследователям кажется, что невинная шутка или каламбур может привлечь внимание читателей, однако в случае с заголовком она, наоборот, будет их отпугивать.
- Избегайте сокращений. Использование сокращений в названии научной статьи значительно сокращает поисковые возможности работы, как результат, такие исследования будут отображаться меньше.
- Обратите внимание на грамматику, пунктуацию и синтаксис, также стоит учесть порядок слов в предложении. Если текст работы будет публиковаться на другом языке и переводом занимается специализированная компания, не забудьте отправить ее специалистам название работы для проверки и перевода.
- Название работы отображает ее суть. Нельзя воспринимать этот структурный элемент как обычное предложение!
Для проверки названия научной статьи, воспользуйтесь чек-листом ниже:
ЗАГРУЗИТЬ CHECKLIST
Возникли вопросы? Оставьте заявку на сайте или напишите сообщение в чат. Специалисты компании «Научные Публикации» с радостью предоставят Вам профессиональную консультацию и помогут с решением вопросов публикационного характера. Будем рады сотрудничеству!
Напомним, недавно вышел материал «В чем уникальность препринтов и почему их начали использовать в Scopus?»