Ранее компания «Научные Публикации» проводила обзор библиографических менеджеров Mendeley и Endnote. Сегодня речь пойдет о схожем сервисе – Zotero. Это бесплатный библиографический менеджер, который был создан в 2006 году. С того времени вышло 6 обновлений сервиса. Рассмотрим основные функциональные возможности и структуру библиографического менеджера Zotero.
После загрузки программы на ПК отображается панель управления сервисом. На первых этапах работы с Zotero, можно отметить лаконичность и простоту дизайна библиографического менеджера. Весь функционал сервиса размещается на трех модулях и панели инструментов, которые интуитивно понятны в использовании.
Модули работы с библиографическим менеджером
Слева расположен модуль управления библиотекой, в нем размещены все материалы, сохраненные ученым. Они размещаются в коллекциях (папках), в рамках коллекции можно создавать подколлекции, таким образом систематизируя источники в библиотеке.
Стоит обратить внимание на такие моменты:
- Все сохраненные материалы, которые не помещены ни в одну из коллекций находятся на вкладке «Незаполненные документы».
- Если один и тот же источник был случайно добавлен в библиотеку несколько раз, он будет отображаться на вкладке «Дубликаты документов», вместе со всеми копиями. Дубликаты можно объединить.
- Исследователь может создать коллекцию из собственных публикаций и добавить ее в профиль автора Zotero. Такая коллекция сохраняется на вкладке «Мои публикации».
По центру размещен модуль сохраненных документов. Он отображает содержимое коллекций из библиотеки. Там указана основная информация об источниках: их название, автор, год издания, вид доступа и другое. Также, при наличии, отображается полный текст работы, ссылки на нее и другое.
Модуль справа указывает детализированною информацию об источниках с помощью таких вкладок:
- Информация – метаданные работы, сведения об авторе, издании, год публикации, идентификаторы, ссылки.
- Примечания – вкладка, которая позволяет добавлять примечания к выбранному источнику, их собственноручно пишет ученый. Примечания могут содержать любую информацию, необходимую для работы с материалом.
- Теги – добавление тегов работы. К каждому источнику ученый может добавить теги, необходимые для систематизации материала. Все они размещены в окне слева внизу. При нажатии на один из тегов система будет автоматически показывать работы, связанные с ним.
- Связанные – исследователь в ручном режиме может добавлять в эту вкладку работы, которые хочет связать с выбранным источником.
Способы добавления научных материалов в Zotero
Фактически, на панели инструментов вверху страницы отображены основные способы добавления научных материалов в библиографический менеджер. Самые главные из них:
- Добавление вручную. При использовании этого способа необходимо вручную выбирать тип источника (книга, статья в журнале, раздел книги) и заполнять поля с информацией о материале – название, год, автор, метаданные, ссылки, идентификаторы и другое.
- Через идентификатор. Для этого способа добавления материалов необходимо указать цифровой идентификатор работы: ISBN, DOI, PMID, arXiv ID, ADS Bibcodes. После этого источник будет автоматически добавлен в библиотеку.
- Zotero Connector. Для использования этого способа добавления материалов необходимо дополнительно установить веб-плагин библиографического менеджера. Тогда материалы в библиотеку можно будет добавлять прямо из Интернета.
Другие инструменты библиографического менеджера
Также на панели инструментов находятся и другие полезные функции:
- Добавление новой коллекции – инструмент добавления папок в библиотеку, который используется для систематизации материала.
- Создание новой библиотеки – добавление новой сети источников. Это станет полезным для разделения материалов с разных исследовательских областей или при работе над большим количеством проектов.
- Добавление примечания – можно добавить два вида текстовых примечаний: основное, которое относится ко всей коллекции или библиотеке; дочернее – к определённому материалу.
- Прикрепление вложения – добавление текста работы, URL-ссылки, копии файла для определённого источника.
- Поиск – включает как поиск внутри библиотеки, так и поиск работы на других ресурсах, например, через CrossRef LookUp, Google Scholar, поиск на ПК и др.
- Синхронизация с zotero.org – инструмент настройки стилей цитирования и расширений для документов.
Zotero – один из наиболее удобных и доступных библиографических менеджеров, который позволяет упростить процесс поиска, использования и цитирования необходимых научных материалов. Ученому он поможет сэкономить драгоценное время, отведенное на написание научного исследования.
Если Вам необходима помощь с публикацией научной статьи в изданиях международных наукометрических баз Scopus и Web of Science, специалисты компании «Научные Публикации» с радостью проконсультируют Вас! Оставьте заявку на сайте или свяжитесь с нами любым удобным для Вас способом, и наши специалисты ответят на Ваш запрос в течение рабочего дня.
Напомним, недавно вішел материал «Как подобрать название научной статьи? Checklist и пошаговая инструкция»